Никол Пашинян пришелся к саммиту
28 сентября президент России Владимир Путин в Душанбе принимал участие в саммите СНГ, а специальный корреспондент “Ъ” Андрей Колесников главным событием этого саммита считает те полторы минуты, которые провели вместе по пути на церемонию фотографирования премьер Армении и президент Азербайджана.
Саммит СНГ обещал быть томным. Все тут были друг другу свои, узнаваемы друг другу и доходчивы. Может быть, еще не привыкли они все совсем уж к новому премьеру Армении, но и он среди них тоже был, казалось, не такой уж чужой (хотя способы, которые он избрал для того, чтобы попасть в их клуб, оставляют, уверен, по их мнению, желать лучшего). Вот они идут фотографироваться, и в некотором отрыве оказываются президенты России, Таджикистана и Казахстана. Премьер Армении следует за ними на расстоянии, и пока что никого с ним рядом, потому что все, кто мог бы быть, следуют в компании президента Азербайджана, и кажется, что Николу Пашиняну там места нет.
Но что это? Вдруг Ильхам Алиев догоняет Никола Пашиняна, и вот они уже не то что идут рядом, а даже начинают беседовать. И совсем не потому, что молча идти рядом вроде бы неудобно, а именно потому, что Ильхаму Алиеву есть что сказать, а Николу Пашиняну есть что услышать, и так они увлекаются, что даже уже когда стоят рядом на самой церемонии, в соответствии с алфавитом, продолжают и продолжают.
В такие полторы минуты можно договориться, похоже, о большем, чем за полтора часа какой-нибудь официальной двусторонней встречи, которая, впрочем, теперь тоже, может, не за горами.
А после саммита Никол Пашинян подходит к Владимиру Путину, и они минут пять–шесть оживленно обсуждают что-то уже один на один, причем, видимо, по мотивам подхода к церемонии фотографирования, при этом Владимир Путин кажется увлеченным еще больше, чем коллега: всплескивает или даже размахивает время от времени руками… И в общем, посмотрим, что будет дальше. Если возвращаться к проходу на церемонию, то видно, что амбиции некоторых президентов не исчерпаны и тройку призеров вдруг догоняет президент Молдавии Игорь Додон, которому на самом-то деле больше и не к кому пристать. С ним никто не заговаривает, но разве его это когда-нибудь останавливало и разве это нужно, чтобы вчетвером просто подойти туда, где вас ждут все журналисты?
Смотришь и видишь тут всех, к кому привыкли глаза за много лет — и бессменного несменяемого, незаменимого и незаместимого Александра Лукашенко, и тем более вечного Нурсултана Назарбаева...
И все-таки кого-то не хватает глазу. Ну да, нет ведь президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова, который был анонсирован во всех документах саммита, в том числе и как человек, который должен принять председательствование в СНГ на 2019 год. Вместо него прибыл вице-премьер Пурли Агамырадов, и это дало повод наблюдателям размышлять, действительно ли между Туркменией и Таджикистаном обострились отношения из-за Афганистана.
О том, как отлажено сотрудничество в клубе СНГ, можно было лишний раз понять по заседанию в расширенном составе. Здесь были два выступления: высказались Валентина Матвиенко и Михаил Швыдкой. Спикер Совета федерации доложила по поводу использования космического пространства в общих целях Содружества. Валентина Матвиенко настаивала, что СНГ дорожит общей школой космических исследований, методикой этих исследований, и пропагандировала идею совместных полетов к звездам. Затаив дыхание, мне показалось, слушал это в особенности вице-премьер Туркмении.
Так внимательно, как Валентине Матвиенко, коллеги внимали только спецпредставителю президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаилу Швыдкому, доложившему о ходе подготовки к празднованию 75-й годовщины победы в Великой Отечественной войне. Особенно господин Швыдкой остановился на бесполезности попыток фальсификации истории и заверил собравшихся, что ее не удастся отнять у советского народа. И историческая общность, олицетворяющая этот народ, приветствовала Михаила Швыдкого бурными и продолжительными аплодисментами.
Отдельным пунктом господин Швыдкой попросил принять план подготовки к празднованию 75-й годовщины, причем попросил принять убедительно.
Я смотрел на президентов, еще четверть часа подписывающих общие документы (Владимир Путин зачем-то это делал с томиком Пушкина в руках), и понимал: нет, не стареют душой ветераны.
Ни Александр Лукашенко, ни Нурсултан Назарбаев, ни Эмомали Рахмонов…— нет, ни один из них не изменился за время существования СНГ (а до этого и СССР), как и само СНГ. Люди в таком возрасте не меняются.
Просто стареют.