Французы устали от выборов: больше половины не пришли голосовать
Франция устала от голосований — больше половины граждан республики просто проигнорировали первый тур выборов в Национальное собрание. Как сообщил глава МВД Жерар Коллон, на избирательные участки пришли менее 49 процентов французов. Такие показатели вызвали разочарование у всех партий — кроме, пожалуй, одной, которая празднует триумф.
Свой третий тур Эммануэль Макрон, похоже, снова выиграл. В распоряжении президента, очевидно, будет Национальная ассамблея, на которую он сможет опереться. "Республика, вперёд", похоже, оформилась как мощная политическая сила — и само по себе это уже переформатирование парламентской жизни Франции. Вместе с союзниками — "Демократическим движением" — партия Макрона получила свыше 30 процентов, и по итогам второго тура речь, очевидно, будет идти о парламентском большинстве. Впрочем, победа — на фоне антирекорда: на выборы пришли меньше половины французов. Но глава кабинета Макрона Эдуар Филипп держит удар.
"Несмотря на низкую явку, посыл французского народа ясен. В третий раз подряд вы подтвердили свою поддержку проекту президента по обновлению и объединению. В правительстве теперь — совершенно новая группа, которая настроена служить на благо Франции и ее народа", — заявил премьер-министр.
Слова Эдуара Филиппа наверняка вызвали раздражение среди "Республиканцев", к которым он формально имеет самое непосредственное отношение. Партия, за которую голосовал примерно каждый пятый, в любом случае остаётся мощной политической силой. И это — несмотря на громкий скандал, а затем неудачу Франсуа Фийона на выборах. "Республиканцы" подчеркивают: при столь низкой явке впору говорить о кризисе парламентской системы Пятой республики — и всего общества.
"Сегодня свою волю изъявлял только каждый второй. Это — главный урок первого тура. Такого высокого уровня неявки не видели с 1958 года, и она показывает раскол во французском обществе. Он же был явно виден в первом туре президентских выборов, и он до сих по не исчез", — говорит представитель "Республиканцев" Франсуа Баруэн.
На третьей строчке — "Национальный фронт". Его лидер Марин Ле Пен уже призвала своих сторонников активнее поддержать партию в следующее воскресенье. В своей политической вотчине — Па-де-Кале на севере страны — у Ле Пен убедительная победа.
Можно не сомневаться: политик обязательно использует парламентскую трибуны для критики своего недавнего соперника — Эммануэля Макрона.
"Весь день я сегодня встречалась с межпартийными, которые приняли мое приглашение стать частью моего комитета. Низкая явка, отмеченная в первом туре парламентских выборов, вызывает тревогу. Выборы в нижнюю палату, которые идут вслед за президентскими, не вызвали никакого энтузиазма у народа Франции. Такое ощущение, что люди не заинтересованы в политике больше, чем когда бы то ни было, — заявила Ле Пен. — В парламенте нам нужны настоящие представители, которые смогут противостоять гибельной политике Эммануэля Макрона. Он собирается уничтожить трудовое законодательство, что приведет к периоду нестабильности — как для миллионов рабочих, так и для компаний, не давая им ничего".
Настоящий коллапс — у социалистов, одной из старейших партий Франции. В отличие от большинства в нынешнем составе Национальной ассамблеи их позиции сократятся в разы. Судя по всему, многие бывшие сторонники "левых" отдали свои голоса в пользу кандидатов от движения Макрона, другие — партии Меланшона, которая тоже обходит социалистов. И нынешний шеф соцпартии Камбаделис, и кандидат в президенты Амон потерпели поражение. Пятилетка Олланда обернулась для однопартийцев политическим фиаско. И это — напоминание Макрону, как стремительно можно растерять политический капитал. В окружении президента наверняка понимают: в случае неудачи поле для манёвра отсутствует. Кредит доверия, выданный Францией, безусловно придётся возвращать.
Как распределятся места в Национальном собрании, станет ясно по итогам второго тура — в воскресенье, 18 июня. Предвыборная лихорадка продолжается, и теперь агитация начнётся с новой силой: кандидаты надеются убедить тех, кто ещё сомневается.