Выжившие армяне в катастрофе«Титаника»-Ншан Григорян и Давид Варданян (фото)
Ншану Григоряну было 20 лет, когда отец призвал его мигрировать из Западной Армении и начать новую жизнь, как это делали тысячи армян, пытаясь спастись от турецкого насилия. Ншан отправляется в Европу и приобретает билет в 3-й класс «Титаника».
«Его отец призывал уехать из Османской Турции и начать новую жизнь в Канаде, с тем чтобы в дальнейшем позвать младших братьев, – рассказывает внук Ншана Григоряна Ван Соломонян и продолжает: – Мой дед и еще 4 армянина отправились во Францию, в Шербург, где по воле судьбы приобрели билеты на «Титаник».
Ншан был одним из 700 пассажиров 3-го класса.
По словам Соломоняна, дед рассказал, что 14 апреля, когда судно столкнулось с айсбергом, он с друзьями играл в карты.
После удара началась паника. Ситуацию усложняло то, что пассажиры 3-го класса находились на нижних этажах, а двери были заперты, поскольку было приказано в первую очередь спасать пассажиров 1-го и 2-го классов. «Им еле-еле удается выйти и подняться на палубу. Мой дед забрался в 10-ю шлюпку и оказался спасенным».
После спасения Ншан Григорян отправился в Канаду, где окончательно обосновался в городе Сент-Кетрин.
Работая на заводе «Дженерал Моторс» и заработав достаточную сумму, он осуществил мечту отца и перевез младших братьев в Канаду, а также основал первую в этом городе армянскую церковь.
Ншан умер в 1985 году в возрасте 89 лет.
Ван Соломонян, который ныне живет в Торонто, характеризует своего деда как молчаливого человека, который мало говорил по-английски и всегда перебирал в руках традиционные армянские четки.
Ншан редко говорил о судьбоносных событиях, произошедших на «Титанике», однако он никогда не забывал об ужасе того дня.
«После этого он никогда в жизни больше не садился на корабль, – вспоминает Ван. – На берегу озера Онтарио в Сент-Кетрине был красивый пляж, куда каждое воскресенье наша семья ходила на пикник, но дед Ншан ни разу не вошел в озеро. Он не смог преодолеть этот страх».
Давид Варданян
Он был одним из наших соотечественников, которые направлялись в канадскую провинцию Онтарио в надежде заработать денег и со временем вызвать к себе и родных.
Роз, дочь Давида Варданяна, рассказывает, что незадолго до того, как покинуть родное село, ее отец женился на девушке по имени Мари. Молодой паре даже в голову не могло прийти, какие испытания уготовила им судьба и какой счастливый конец окажется у их страданий.
«Пассажиры третьего класса вынуждены были выламывать двери, чтобы не захлебнуться в ледяной воде, заливающей корабль,- рассказывает Грег, сын Роз и внук Давида.— Везде паника, со всех сторон крики и плач. Мой отец прыгнул с тонущего корабля и поплыл к одной из спасательных шлюпок. Это была борьба не на жизнь, а на смерть: сидевшие в шлюпке люди били по пальцам отца, отдирали его руки от боков шлюпки, но он упорно продолжал цепляться за борта, и в конце концов ему все же позволили забраться в шлюпку… Еще несколько часов спустя его вместе с остальными подобрал лайнер «Карпатия».
За свое спасение Давид должен благодарить не только судьбу, но и свою предусмотрительность. Дело в том, что до своего отъезда он несколько месяцев подряд учился плавать в озерце близ его села и со временем стал превосходным пловцом.
Как сложилась судьба его молодой жены Мари, которую Давид оставил в селе. Очень скоро для Кехи настали тяжелые времена. Армянские села опустели – население было либо угнано, либо вырезано. Часть армян погибло во время оборонительных боев. Однако Давид не отчаивался и продолжал поиски родных: писал письма в газеты, настоятелям армянских церквей, уцелевшим родственникам. В бесплодных поисках прошли целые годы. Но вот наконец Давид получил письмо о том, что Мари жива, и немедленно послал ей деньги, чтобы она могла приехать к нему в Канаду.
«В те времена в ходу были золотые монеты, поэтому мать сделала себе из них ожерелье»,- вспоминает Роз. Перед самым отъездом из Армении Мари убедили оставить это ожерелье дома: «Там, куда ты едешь, все улицы вымощены золотом!» Мари приехала в Канаду без единого гроша. Какой-то армянин согласился помочь ей миновать границу через Ниагарский мост, разделяющий США и Канаду. Судьба оказалась благосклонна к Мари: она беспрепятственно миновала границу, а сразу на американской стороне ее встретил Давид. Вот так вновь соединились супруги: Давид, чудом уцелевший во время кораблекрушения, и Мари, также чудом спасшаяся от резни.
«Папа потом никогда не изъявлял желания поплавать, он всегда стремился быть как можно дальше от воды»,- добавляет Грег.- Ниже пояса кожа у моего деда была синюшной – следствие долгого плавания в ледяной воде».
Давид Варданян скончался в 1978 году в возрасте 92-х лет.
Давид и Мари теперь навсегда вместе – покоятся на детройтском кладбище Вудмиэр. На надгробии надпись: «Уцелевшие с «Титаника».
Эта история об истинной любви была напечатана в еженедельнике The Armenian Weekly.
Нерсес Мкртчян. Facebook.