WSJ: податливость Меркель позволит Эрдогану навязать свою волю Европе
МОСКВА, 19 апр — РИА Новости. Канцлер Германии Ангела Меркель встала на путь "моральной капитуляции", уступив воле президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, пишет внешнеполитический обозреватель газеты The Wall Street Journal Брет Стивенс.
Речь идет о деле ведущего немецкого телеканала ZDF Яна Бемермана, прочитавшего в эфире стихотворение с оскорблениями в адрес Эрдогана. Анкара потребовала судебного преследования сатирика на основании закона, запрещающего оскорблять лидеров иностранных государств. Ангела Меркель пошла на поводу у турецкой стороны вопреки критике со стороны немецких социал-демократов (партнеры партии Меркель по правящей коалиции), и правительство санкционировало судебное преследование Бемермана, отмечает журналист.
У Меркель были все законные основания остановить дело Бемермана и отменить закон времен "вильгельмовской эры" (1890-1918), на основании которого Анкара предъявляет претензии, но канцлер пожертвовала сатириком ради того, чтобы "умиротворить" Эрдогана — гаранта сделки Турции и Евросоюза, которая, по расчету Меркель, позволит остановить приток беженцев в Европу.
"Незначительное отступление от принципов обычно оборачивается более серьезными уступками. <…> В суде Бемермана могут оправдать, однако теперь Эрдоган знает — нет ничего более гибкого в отношении морали, чем западный политик, отчаянно пытающийся избежать трудного выбора, поэтому он будет искать все новые способы навязать свои волю и ценности податливой Европе", — полагает обозреватель газеты.
Это в первую очередь касается Меркель, оказавшейся в центре волны восторга либералов по поводу ее политики открытых дверей в отношении мигрантов из Средиземноморья, добавляет аналитик. Сейчас эти беженцы провоцируют негатив со стороны населения, и канцлер делает простой политический ход, который купирует последствия ее безрассудного человеколюбия. В сущности, это решение является предательством тех самых либеральных ценностей, которые она якобы защищает.
Канцлер Германии Ангела Меркель
© AP Photo/ Markus Schreiber
Более 60% немцев не согласны с решением Меркель по делу сатирика
В более широком смысле важно понять, где находится предел уступчивости Меркель и других европейских политиков перед автократами вроде Эрдогана. Как заметил журнал Der Spiegel, сделка с Анкарой для канцлера — "не просто кусок бумаги, это доказательство того, что с миграционным кризисом можно справиться чем-то кроме колючей проволоки".
"Но что это говорит нам о политической форме госпожи Меркель, если она скорее рискнет свободой слова немецких граждан, нежели займется зачастую неприглядной, но при том необходимой работой — самосохранением нации?" — недоумевает журналист.
Немецкие социал-демократы и французские социалисты, включая двух лидеров движения — президента Франсуа Олланда и премьер-министра Мануэля Вальса, встали в оппозицию решению канцлера и заявили о необходимости защищать свободу слова и другие основополагающие для светского государства ценности. В современной Европе защиты либеральных ценностей становится для политиков своего рода тестом на лидерство, и Меркель проваливает это задание, заключает колумнист WSJ.