Котов Эрмитажа содержат в царских условиях
Коты служат охранниками главного музея Санкт-Петербурга не одну сотню лет. Еще в XVIII веке императрица Елизавета Петровна приказала выписать из Казани «самых лучших и больших, удобных к ловлению мышей». До сих пор питомцев Эрмитажа содержат почти в царских условиях.
Пока кот состоит на службе, ему положена персональная миска, лежанка, лоток, ветеринарная карта, паспорт и подкожный микрочип с полным досье. Все животные кастрированы, ежегодно проходят вакцинацию, а раз в квартал обработку от паразитов. У них есть свой придворный доктор: «Мои пациенты обитают во внутренних дворах и подвалах, – рассказывает ветеринарный врач Анна Кондратьева. – Им запрещен доступ в музейные залы. Но случались детективные истории, когда смельчаки забирались в вентиляцию и из подвалов проникали в выставочные залы».
Полных чертежей вентиляционной системы Эрмитажа не сохранилось, поэтому поиски пропавшего животного были хлопотными и небезопасными. Но много лет назад ради котов пришлось сделать перестройку: главный инженер музея Алексей Богданов оборудовал специальными ходами для кошек все двери подвалов, а трубы вентиляции закрыл решетками.
Это произошло после очередной вылазки на выставку кошки по кличке Вандейка. Дело было ночью, на втором этаже началось истошное мяуканье. Со временем оно то становилось громче, то стихало. Животное несколько дней пряталось за медными дверцами воздуховода в зале с полотнами Ван Дейка. Кошка до последнего скрывалась от людей, но, обессилев, позволила себя поймать, отмыть и накормить. Полосатой нарушительнице дали кличку в честь знаменитого художника, правда, на дамский манер – Вандейка. Она долгие годы служила Эрмитажу, а после выхода на пенсию ее приютили хозяева под Выборгом в Ленинградской области.