Как Армения превращается в центр гастрономического туризма (фото)
Выход в прокат комедии «Без границ», действие которой происходит в Закавказье, снова напомнил публике об этом регионе — и вот на армянскую землю уже высаживаются десанты гастротуристов в поисках аутентичной кухни, виноделия и, конечно, главного, с чем ассоциируется Армения в русскоязычном мире: армянского бренди.
Бренди. Встретить человека, который бы называл этот напиток «бренди», в Армении невозможно. Только «коньяк». Главным аргументом в защиту права называть так армянский бренди служат награды, завоеванные «шустовским коньяком» в начале прошлого века на французских выставках. Уже в 1909 году французское правительство приняло закон о защите коньяка, жестко определяющий границы апелласьона Cognac и прав на благородное наименование. В 1920 году шустовские заводы были национализированы, и спор о том, коньяк или бренди делают в араратской долине, пришлось отложить.
Отложить пришлось и развитие армянского виноделия. На самом деле Армения обладает всеми необходимыми составляющими для винного туризма. Это и автохтонные сорта винограда, неизвестные за пределами предгорий Арарата и, по легенде, не приживающиеся нигде, кроме армянской земли. Это дофилоксерная лоза — вулканическая почва араратской долины настолько бедна и тонка, что вредная тля, уничтожившая европейские виноградники, здесь не выживает. Ну и, конечно, главный миф армянского виноделия, гласящий, что первые лозы в эту землю посадил Ной, и он же первым испробовал сладкого вина.
Библейский Арарат, символ страны, стал главным брендом Армении. При дистилляции легендарного бренди используются исключительно автохтонные сорта белого винограда из араратской долины: Воскеат, Гарандмак, Чилар, Мсхали, Кангун, Бананц, Кахет и Мехали. Так что если правительство Армении решит принять свой закон «О защите коньяка» — определить правила апелласьона будет несложно. Этот терруар отличает не только бедный слой вулканических почв и жаркий климат, позволяющий винограду накапливать в себе значительную долю сахара, но и окружающие виноградники фруктовые сады. В ароматах выдержанных коньяков легко различимы персики и абрикосы, сладкие армянские сухофрукты и легкие нотки вулканического туфа, придающего своеобразную «минеральность».
Из красного туфа выстроено и главное здание коньячного треста «Арарат» — обязательного пункта всех эногастрономических и просто экскурсионных туров. На дегустацию лучше отправляться ранним утром — рецепторы еще не забиты, обоняние чутко, и различить коньяк в бокалах по выдержке совсем несложно. Первый «нос» — на расстоянии нескольких сантиметров от бокала — самый неожиданный. Именно в нем выдержанный коньяк ощущается дюжиной тонких ароматов. Второй — у кромки бокала, а третий — в глубине. Невыдержанный напиток ударит спиртами, выдержанный — поразит своей мощью. Если повезет, перед дегустацией побываете в святая святых каждого коньячного производства — хранилище старых коньячных спиртов (некоторым более 100 лет), с помощью которых мастера купажа доводят напиток до совершенства.
После ранней дегустации, конечно, можно посетить рынок — поторговаться за разноцветную чурчхелу, свисающую с прилавков, варенье из грецких орехов, соленый сыр. Но лучше, переехав через реку Раздан, выйти на площади Республики и по улице Абовяна подняться к ресторану «Долмама».
«Армянская кухня — одна из древнейших в Азии и самая древняя в Закавказье». Эта расхожая цитата из Вильяма Похлебкина, как правило, ограничивает познания непытливого туриста. Но в «Долмаме» к армянской гастрономии подходят серьезно. Здесь понятие терруара — не пустой звук. Козий сыр в вашем салате будет именно из Ехегнадзорского региона. И что бы это ни значило, придется признать, что ехегнадзорцам удалось выдержать сыр до идеального состояния вкуса и текстуры.
Важно помнить, что осознанный прием пищи в Армении возможен один раз в день. Выйти из-за стола, не попробовав все местные специалитеты, не хватит силы воли, как потом не хватит сил усесться за стол второй раз. Было бы глупо не отведать фирменную нежнейшую долму, невозможно отказаться от современной ревизии кюфты — тартара из ягненка с острым перцем, но настоящим преступлением было бы уклониться от перепелки в виноградных листьях.
Винная карта подробно описывает букеты армянского виноделия, не скупясь на эпитеты, а гастрономические сеты предлагают сочетать местные вина с местными же продуктами. Элегантное, с ароматами цитрусов, ананаса и белых слив шардоне из Армавира — как раз с ехегнадзорским сыром, а гуляш из кролика (неизвестного, впрочем, происхождения) — с черно-красным пряным «Арени» (один из автохтонных сортов Армении) из Вайоц Дзор. Но как только дело доходит до десертов — на сцену снова выходит коньяк. Здесь и наверняка только здесь сочетание свежайшей пахлавы с 20-летним, цвета темного янтаря напитком кажется идеальным.
Теперь до вечера можно гулять по улочкам Еревана из красного туфа, подкрепляя себя крепким армянским кофе на песке с неизбежной рюмкой тутовой, кизиловой, грушевой или абрикосовой водки. Вечером оказаться в Malkhaz Jazz Club, и желательно, чтобы за роялем был сам Малхаз.