Меркель рассказала о бомбах, санкциях и России
Проблема отношений с Россией неизбежно выходит на авансцену немецкой политики. Канцлер ФРГ Ангела Меркель констатировала, что, хотя в настоящее время связи НАТО и РФ находятся в неудовлетворительном состоянии, Берлин хочет вернуться к конструктивному взаимодействию с Москвой. В то же время бывший вице-канцлер и министр иностранных дел Ганс-Дитрих Геншер призвал федеральное правительство к восстановлению контактов с Кремлем.
«Наша политика заключается в том, чтобы не провоцировать Россию», – такое заверение дала Меркель, отвечая на пресс-конференции в Берлине на вопрос о том, не опасается ли она негативной реакции Москвы на модернизацию американского ядерного оружия в ФРГ.
Канцлер пообещала «поговорить об этом с Соединенными Штатами». Но, по-видимому, дальше этого не пойдет. Поскольку, по ее словам, если в ФРГ больше не будет ядерного оружия, то еще вопрос, «послужит ли это балансу сил и безопасности». Кроме того, считает Меркель, если посмотреть на российскую политику в области вооружений и программы их модернизации, то дело обстоит не таким образом, чтобы ничего не предпринимать в ответ.
С одной стороны, Меркель выступила за сохранение Основополагающего акта Россия–НАТО и намерена придерживаться этого документа при подготовке намеченного на будущий год варшавского саммита альянса. С другой – говорила о реализации принятой в Уэльсе программы НАТО, многие аспекты которой предусматривают развертывание сил близ границ РФ. Как раз вчера статус международной штаб-квартиры получили штабные элементы НАТО в Эстонии, Латвии, Литве, Польше, Румынии и Болгарии. В их задачи входит поддержка приема частей быстрого реагирования НАТО, проведение учений или планирование коллективных операций.
В международной сфере Германия ориентируется на союзничество с США и НАТО, но в то же время понимает, что многие проблемы без России нерешаемы, напомнила Меркель. Двумя днями ранее, выступая в Вене на юбилее Германо-австрийской торговой палаты, она, конечно, приняла во внимание критическое отношение австрийских экономических кругов к антироссийским санкциям. Канцлер подтвердила свою жесткую позицию по этому вопросу, хотя и добавила, что в целом стремится «достичь таких политических условий, которые позволили бы снять санкции». «Мы желаем партнерских отношений с Россией», – прозвучало в венской речи Меркель.
В ФРГ все чаще раздаются голоса, призывающие Берлин не ограничиваться заявлениями. Большой интерес вызвало интервью газете Suеddeutsche Zeitung такой крупной и авторитетной политической фигуры, как Геншер. По его словам, политика конфронтации несовременна. Санкции против России не оказали того воздействия, на которое надеялись их инициаторы. Западу следует протянуть руку Москве.
Геншер называет президента РФ Владимира Путина «вполне прагматичным» политиком. По его мнению, российский лидер обладает реалистическим языком, что «может облегчить нашей бундесканцлерин ведение с ним даже трудных переговоров». Он полагает, что Меркель проще договориться с Путиным в прямом разговоре, чем другим главам государств и правительств. Взгляд на ситуацию, отраженный в интервью Геншера, имеет заметное распространение.
Кстати, в этой связи упоминается любопытный исторический момент. Журнал Spiegel приводит запись беседы Геншера от 21 февраля 1990 года с итальянским министром иностранных дел Джанни де Микелисом. Оказывается, Геншер тогда придавал большое значение тому, чтобы недвусмысленно дать понять Москве: НАТО не намерено расширяться на восток. Этот аспект, говорится далее в записи, «имеет значение не только в отношении территории ГДР». Сближение Венгрии с альянсом может также «лишь осложнить положение СССР». Как пишет журнал, Геншер опасался, что, если НАТО начнет расширяться, советский лидер Михаил Горбачев воспрепятствует немецкому единству.