Линия разграничения сошлась в горячей точке
Ситуация вдоль линии разграничения на юго-востоке Украины вновь обострилась. Новой горячей точкой стала деревня Старогнатовка в 60 км к северу от Широкино. Представители вооруженных сил Украины и военные самопровозглашенной ДНР обвиняют друг друга в очередной эскалации конфликта. Министр иностранных дел Украины Павел Климкин вчера обсудил эту ситуацию с главами МИДов стран «нормандской четверки» (Россия, Германия, Франция). Лидеры же ДНР и ЛНР призывают созвать встречу «нормандской четверки» на высшем уровне, отмечая, что минские мирные договоренности «не выполняются и летят по всем срокам».
Деревня Старогнатовка, в окрестностях которой развернулись боевые действия в ночь с 9 на 10 августа, расположена на 60 км севернее села Широкино, за которое до недавнего времени шли ожесточенные бои, и на 30 км восточнее райцентра Волновахи, контролируемого украинской армией и расположенного на полпути из Донецка в Мариуполь. До начала войны в селе проживало около двух тысяч человек. После заключения минских соглашений по урегулированию ситуации в Донбассе село оказалось на линии разграничения.
Как сообщила украинская сторона, в ночь на 10 августа Старогнатовка была атакована силами самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР). «9 августа режим прекращению огня был нарушен 127 раз, — сказано в сообщении на сайте президента Украины. — В 3:27 около 200 боевиков с помощью танков пошли на штурм в районе населенного пункта Новоласпа Донецкой области. Как доложил президенту начальник Генерального штаба, украинские войска дали врагу достойный отпор. Украинские войска вернули господствующие высоты». В связи с обострением на линии соприкосновения президент Украины Петр Порошенко провел совещание с участием секретаря Совета национальной безопасности Александра Турчинова, главы Генштаба Виктора Муженко и министра обороны Степана Полторака. В украинском Минобороны уточнили, что противник был отброшен на 2-3 км, понеся «значительные потери в живой силе». Семь украинских военных получили при этом ранения.
Представитель вооруженных сил ДНР Эдуард Басурин, в свою очередь, назвал заявления Киева провокацией. Он обвинил украинских военных в попытке сорвать перемирие, подчеркнув, что Старогнатовка и ранее находилась под контролем вооруженных сил Украины (ВСУ). «В 5:30 после проведения артподготовки подразделения ВСУ совершили попытку прорыва линии обороны в районе населенного пункта Белая Каменка, — привел он свою версию случившегося. — Получив отпор и потеряв два танка, одну БМП, один автомобиль с установленным ПТУРом, противник отступил. Среди военнослужащих армии ДНР один раненый».
В свою очередь, представитель запрещенного в РФ «Правого сектора» Елена Билозерская сообщила по крайней мере о четырех погибших и шести раненых украинских военных в результате ночного боя в районе села Белая Каменка, которое находится между Старогнатовкой и Новоласпой. Пресс-секретарь организации Артем Скоропадский в разговоре с «Ъ» уточнил, что госпожа Билозерская входит в центральный совет «Правого сектора», но находится на фронте как рядовой боец его добровольческого корпуса.
Наконец, еще один собеседник «Ъ» в Киеве, знакомый с ситуацией на линии разграничения, рассказал, что речь в этом районе действительно могла идти не о попытке наступления со стороны сил самопровозглашенной республики, а о разведке боем, которую могли организовать при поддержке «Правого сектора» бойцы 72-й отдельной механизированной бригады ВСУ.
Тем не менее в МИД Украины события под Старогнатовкой назвали «тревожным признаком дальнейшей эскалации ситуации». «Обстрелы, наступательные действия российско-террористических войск, запугивания наблюдателей специальной мониторинговой миссии ОБСЕ — все это является частью сознательно выбранной опасной линии на срыв минских договоренностей», — говорится в опубликованном вчера заявлении ведомства. А глава СНБО Александр Турчинов заявил, что «Россия готовит масштабные провокации на востоке Украины».
Накануне в Донецке были сожжены четыре бронированные машины наблюдательной миссии ОБСЕ. Этому предшествовали митинги против работы миссии в Донецке и Луганске. По словам замглавы миссии Александра Хуга, в обоих городах «протесты были хорошо организованы». В руководстве ДНР, впрочем, свою причастность к организации митингов и поджогу машин отрицают, обвиняя во всем украинскую сторону: «После поджога в этот же день усиливаются обстрелы территории ДНР, и миссия ОБСЕ не могла выехать и это зафиксировать. После этого в украинских СМИ выкладывается информация о якобы наступлении армии ДНР на позиции ВСУ. Это все было спланировано украинской стороной», — заявил журналистам Эдуард Басурин.
Вчера Петр Порошенко поручил министру иностранных дел страны Павлу Климкину провести срочные консультации на уровне МИДов стран «нормандской четверки». По итогам его телефонного разговора с главой МИД РФ Сергеем Лавровым внешнеполитическое ведомство Украины выпустило заявление, в котором сказано, что господин Климкин расценивает ухудшение ситуации в Донбассе как «сознательный шаг» ополченцев по срыву минских договоренностей. По словам украинского министра, «Россия должна принять все возможные меры, чтобы предотвратить дальнейшее обострение в Донбассе». В российском же внешнеполитическом ведомстве вновь подчеркнули, что «залогом нахождения взаимоприемлемых решений имеющихся проблем» является «прямой диалог Киева с Донецком и Луганском».
В ДНР и ЛНР тем временем считают, что консультаций на уровне министров недостаточно и нужно вновь созывать встречу «нормандской четверки» на уровне глав государств. «Гаранты должны ответить на вызов того, что произошло. Мы фактически констатируем, что комплекс мер (по выполнению минских договоренностей. — „Ъ“) не выполняется и летит по всем срокам, — заявил вчера председатель Народного совета ДНР Андрей Пургин. — Без политического диалога мы вряд ли чего-то добьемся».